четверг, 21 марта 2013 г.

Радость обмана


"Любите ли вы театр, как люблю его я?", - экзальтированно вопрошала героиня черно-бело-советской фильмы. Если это она ко мне-таки, то я театр сильно люблю. И не только за то, что на сцене происходит, но и в буфете. А еще люблю я смотреть на театральные потолки в старых, классических театрах. И нравится мне, любопытной, разглядывать натурально так нарисованные на этих самых потолках, плафонах то есть, мраморные балконы, на которых прогуливаются румяные девы, рассыпая цветы из плетеных корзинок зрителям на головы, на которых толстопопые младенцы с крылышками просовывают свои ножки-ручки меж точеных балясин... А над всем этим праздничным гуляньем - синий-пресиний лоскут неба, обрамленый беременными облачками.

И такая оторопь меня берет: ведь как натурально нарисовано! И хочется верить, что дух захватывает не только у меня, а у всех тех любознательных, кто норовит время от времени отрывать взор от земли, устремляя его в выси неоглядные... Так вот, мой юный, любопытствующий друг, такие картины-обманки называются по-французски тромплеями.

Обманками тешились все уважающие себя цари-короли: куда ни плюнь - не пойди то есть! - в Лувр или Эрмитаж, в Уфицци или Амалиенборг, - везде можно лицезреть плафоны с облакастыми небесами, порхающими крылатыми конями, богами и богинями, наблюдающими за нами, смертными и приземленными. У живописцев даже специализация была собственная: роспись плафонов.

Рафаэль, гризайльная роспись в Ватиканских станцах Разновидностью тромплея является гризайль - это тоже обманка, но не цветная, а полихромная, когда живописец используя тональные градации всего лишь одного цвета - серого или коричневого - создает картину, которую легко принять за объемную мраморную или деревянную скульптуру. Сходи в Эрмитаж, дружок,  хотя бы для того, чтобы посмотреть по верхам: что ни зал - то обман зрения! А ты что думал? Так-то.

Часто средневековые художники расписывали в гризайльной технике наружные стороны икон-складней, имитируя тонкую, почти ювелирную резьбу то по диковинной драгоценной слоновой кости, то по ароматному палисандровому дереву.

Санкт-Петербург, улица ГороховаяВыборг, роспись стен городских домовНе стоит думать, что обманки - исторический атавизм, мне кажется, тромплей именно сейчас переживает свое возрождение: побродите по улицам Флоренции весенним днем, не исключаю, что на мостовой вы "споткнетесь" о нарисованную кожуру банана; не поленитесь съездить в Выборг, где на стенах неказистых домов вы увидите панораму совершенно другого города. В Санкт-Петербурге, на улице Гороховой в нескольких  сообщающихся между собою дворах вообще творится такое!.. Хотите увидеть кошку на дровяной горушке? А павлина, гордо демонстрирующего веероподобный хвост в узорчатом окне? А не хотите поставить свой кабриолет у подворотенки, в которой видны фланирующие дамы под ручку с сюртучными кавалерами?
...

Рассказывают, что когда к нищему и больному Рембрандту явились кредиторы, намереваясь описать скудное имущество не великого тогда еще художника, кто-то из них, метнулся поднимать с грязного пола золотую монету. Монета была нарисованной...


Дания, Копенгаген. 

Выставка картин-обманок в 
Национальной галерее изобразительных искусств


В общем, как там у классика: "Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!". Правда говорил он это по поводу безответной любви. Но ведь любви!

Все права на фотографические изображения и тексты принадлежат автору Елене Попковой
elena@popkova.ru
ziglinda@mail.ru


Комментариев нет:

Отправить комментарий